Форум » История справы » Цвет в культуре карачаевцев и балкарцев (к истокам формирования традиции) » Ответить

Цвет в культуре карачаевцев и балкарцев (к истокам формирования традиции)

plastun: Самарина Л.В. к.и.н ., научный сотрудник отдела Кавказа ИЭА РАН Цвет в культуре карачаевцев и балкарцев (к истокам формирования традиции) (Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология и фольклор. Москва, 2001. С. 222-240. ) Статья не ставит задачей систематическое описание колористики материальной сферы в культуре карачаевцев и балкарцев какого-либо определенного исторического периода. Здесь предполагается обратить внимание лишь на два условно выделенных аспекта обширного проблемного поля, которое можно определить как «антропология цвета». Первый из них связан с естественно-средовыми детерминантами формирования устойчивых цветовых характеристик и цветовых предпочтений в культуре (в данном случае речь идет о натуральных цветовых красителях), второй — с социально обусловленными причинами формирования также достаточно стойких этнокультурных предпочтений и стереотипов по отношению к цвету. Более подробному рассмотрению этих сюжетов на материале культур северокавказского региона посвящен ряд публикаций автора1. В данном случае основное внимание уделено аргументации в пользу версии о том, что традиции использования различных цветов, сложение собственного «колористического лица» культуры в значительной мере обусловлены влияниями более ранних периодов в истории этих народов, в частности, доисламским — языческим (аланским, хазарско-печенежским) и христианско-иудейским. *** Избранный для исследования регион Северного Кавказа, где удельный вес автохтонных высокогорных селений в прошлом был так значителен, представляет в свете вышесказанного уникальный интерес. Известная типологическая общность горских культур позволяет поместить северокавказские данные в более широкий культурный контекст и придать обобщениям более убедительный характер, поскольку есть основания предположить, что некоторые закономерности по отношению к цвету у народов региона действительно являются общими для культур подобного типа. В настоящее время характерное для традиционных обществ производство и использование природных красок у всех народов Северного Кавказа практически сведено к нулю. Как известно, искусственные, в частности анилиновые красители стали проникать сюда реально с конца прошлого столетия. Однако полевой материал, данные письменных источников, этнографические музейные коллекции свидетельствуют, что еще во второй половине XIX в., а в некоторых высокогорных районах вплоть до начала XX в. активно применялись натуральные краски местного производства. Попытаемся выделить здесь известные и, вероятно, наиболее употребительные источники получения красок. Судя по всему, первостепенное значение в списке растительных источников во всех без исключения культурах Северного Кавказа имели корни растений семейства мареновых. Из них в зависимости от разновидности и технологии приготовления красок можно было получить достаточно богатый спектр оттенков от бордового, красного и темно-коричневого до светло-коричневого и розового. Значительное распространение получили также краски, изготовленные из скорлупы грецкого ореха разных стадий созревания; кожуры лука и граната; древесной коры — дуба, ольхи, ясеня, березы, яблони, абрикоса; листьев — айвы, барбариса, душицы, зверобоя, клевера и других растений. Перечисленное сырье позволяло вырабатывать краски, покрывающие широкий диапазон желтых, красно-охристых и коричневых тонов разной светлоты и насыщенности. Черный цвет, различные оттенки серого и фиолетового цветов получали из отвара бузины разной концентрации. Естественно, что для достижения необходимого цветового тона практиковалось комбинирование двух или нескольких красящих веществ. Есть также свидетельства, что для приготовления красок использовались сильнопигментированные земли, глины, минералы, древесная зола и сажа. Основной областью применения красок, полученных из указанных источников, была окраска кож, растительных волокон, шерсти для изготовления войлоков, шерстяной пряжи для домашнего ткачества и ручного вязания. Рассмотрим конкретнее использование натуральных красителей при изготовлении войлочных ковров (кийизов) у карачаевцев и балкарцев. Так, исследователь народного искусства этих народов А.Я. Кузнецова отмечает, что цветовая гамма, построенная на добавлении оранжевого цвета к естественным тонам шерсти (белому, черному и коричневатому), была в прошлом характерна именно для кийизов Карачая и Балкарии2. Особое внимание следует уделить специфическому цветовому строю кийизов или кошм, который сформировался благодаря использованию вышеупомянутых очень популярных во второй половине XIX в. по всему Северному Кавказу красителей, добываемых из растений семейства мареновых. Краски из марены позволяли окрашивать шерсть в более яркие, чем из барбариса, охристо-красные, красно-коричневые тона, что делало войлочные ковры выразительнее и наряднее. По сведениям Кузнецовой, был известен способ получения зеленой краски из отвара коры алычи и яблони, но использовали его редко, как можно предположить, из-за недостаточной тональной насыщенности. Сложение художественного стиля балкарских и карачаевских кошм исследователь справедливо выводит из свойств местного красильного сырья и особенностей традиционных технологий крашения. Итак, в основе всегда был «цвет неокрашенной овечьей шерсти и небольшое количество теплых тонов, которые мастерицы в основную серебристую гамму вводили осторожно и бережно»3. Верным представляется предположение Кузнецовой о том, что тяготение к ярким цветам и цветовым соотношениям — красный с зеленым, желтый с лиловым и т.п. возникло сравнительно поздно (по-видимому, к концу XIX — началу XX в.) в связи с распространением искусственных фабричных красителей. Опубликованные ею в книге материалы хорошо коррелируют с нашими собственными визуальными впечатлениями, полученными, в частности, в селениях Карачая и Балкарии во время северокавказской экспедиции 1989 г.4 В убранстве домов, где соседствовали старинные, более поздние, и современные кийизы, в их цветовой гамме можно было достаточно отчетливо видеть границу, разделяющую эпоху натуральных и синтетических красок. Удалось даже зафиксировать свидетельства пожилых горянок, которые видели в детстве процесс окраски шерсти натуральными природными красителями. В войлочных коврах последних десятилетий мастерицы селений Верхняя Теберда (Карачай) и Верхний Баксан (Балкария) строят геометрические композиции на смелом сочетании ярких, открытых цветов — красного и зеленого, красного и синего, а также на соседстве этих цветов с достаточно насыщенными желтовато-охристыми тонами. Выразительность цветовых контрастов усиливают черные бордюры, как правило, обрамляющие цветовые пятна орнаментальных мотивов, среди которых наиболее популярные — «треугольники», «ромбы», «кружки», «глаза», «бараньи рога», «клетки», «бегущие спирали», «бордюрные зигзаги» и прочие. Приемы построения цветовой композиции здесь очень близки к описанным А.Я. Кузнецовой приемам современных мастериц из Старой Джегуты, Чегема, Карасу-Хуламского, Хуламо-Безенгийского, Черекского ущелий5. Несомненно, неповторимый цветовой строй каждого из трех основных видов традиционных войлочных ковров продиктован спецификой технологии изготовления. Такова, например, характерная для «ала кийизов» или «пестрых ковров», выполненных техникой валяния, размытость границ узора, заметно смягчающая контраст сочетаемых цветовых пятен. Естественно, что характер цветных орнаментов «джыйгыч кийизов» (техника аппликации) и «бичген кийизов» (техника мозаичного, врезанного орнамента) определяет яркая, контрастная декоративность. Но для данной темы важно подчеркнуть следующее: в современных образцах войлочных ковров всех указанных видов, несмотря на неограниченные колористические возможности синтетических красителей, прослеживается достаточно отчетливая тенденция сохранить, воспроизвести основные традиционные цвета и цветосочетания. Выразительным примером может быть цветовой строй выполненных современными мастерицами «бичген кийизов». При всем стилистическом и композиционном разнообразии цвет, как и в старину, используется чрезвычайно лаконично. Чаще всего оттенки неокрашенной ове

Ответов - 0



полная версия страницы