Форум » Казаки XVII-XIXвека. » сказания о характерниках » Ответить

сказания о характерниках

абрек: предлагаю в данной теме выкладывать материалы о характерниках. сказки это или были, неважно. главное, что это неотъемлимая часть казачьей культуры, которая передавалась из поколения в поколение.

Ответов - 16

абрек: Мискин Р.В. "Предания о запорожских характерниках" Удивителен и загадочен мир народных преданий и легенд, донесших до нас образы событий времён стародревних. Отгремели звенящие битвы, отшумели людные походы, ушли на веки вечные герои тех лет, сгинули бесследно в толще столетий. Но память народная бережно хранит деяния их, порою причудливо приукрашенные сказочным вымыслом, и предания эти, переходя от отца к сыну из уст в уста, и образуют ту непрерывную живую нить, что зовётся наследием духовным. Прерви эту нить - и отсечешь ствол от корней, и зачахнет, истает даже самое сильное древо. Возобнови её - и вновь полнокровной могучей кроной зашумит оно, гордо вздымаясь ввысь. Так и казачество - нет уж больше ни грозных днепровских порогов, ни буйной волелюбной Сечи, а над славным Великим Лугом плещутся нынче волны Каховского моря. Но не умерла, не пропала память о Запорожье, сохранила для нас волшебные старинные сказания про загадочных характерников, этих умудренных ратной жизнью чудесников и лукавых лыцарей-чародеев, коих ни пуля не брала, ни сабля не рубила. Говаривали старые сечевые деды, будто эти бессмертники могут на людей туман насылать и сон навевать, в хортов оборачиваться, в речки переливаться, на двенадцати языках сердито разговаривать, из воды сухими, а из огня мокрыми выходить и заранее ведать тайные вражьи замыслы. А потому и стояли веками на страже мира православного эти воины-знахари, защищали грудью своей от всякой напасти чужедальней и нечисти басурманской святые днепровские берега. Большинство преданий и легенд про характерников были записаны на Украине только в XIX веке, однако первые упоминания о них уже встречаются в летописях, относящихся ко второй половине XVI века. Польский историк Папроцкий, описывая неудачный поход гетмана Самуила Зборовского в Молдавию в 1583 году, приводит следующие сведения. Возле турецкой крепости Аслам-города в понизовье Днепра во время переговоров с высланной делегацией один из казаков не удержался и выстрелил в татарина. Зборовский так был возмущен этим, что хотел было казнить виновного, но этому воспротивилось все войско, защищая своего товарища, который дорог ему был тем, что считался "характерником", умевшим заговаривать вражеские пули и делать их безвредными как для себя лично, так и для отряда, в котором он находился. Однако еще раньше Мартин Бельский, описывая в своей "Хронике" битву Ивана Подковы с молдавским господарем Петром под Яссами в 1577 году упоминает, что будто бы среди запорожцев был казак, который заговаривал ружейные пули. Остается лишь гадать, был ли это один и тот же человек, или же исторические сообщения относятся к разным лицам, но достоверно известно одно - традиция характерничества проявляет себя уже на самом раннем этапе запорожской истории и корнями своими уходит в седую древность. Само это слово "характерник" (от греческого character - отличительная черта) обозначает человека, наделенного необычными, сверхъестественными способностями, и в силу этого уже резко выделяющегося в казачьей среде. Хотя часто бывало и наоборот - народная молва считала характерником личность сильную, неординарную, и приписывала ей чудесные качества. Так произошло со знаменитым кошевым Иваном Сирком, полковником Семёном Палием, сотником, а позднее наказным атаманом черноморцев Захарием Чепигой. В то же время предания донесли до нас имена характерников, совсем не упоминавшихся в исторических документах, но имевших, видимо, вполне реальных живых прототипов. Таких казаков-чародеев нередко именовали также "галдовниками" (от украинского "галдовать" - колдовать) и "заморочниками", потому как умели они напускать "морок" (туман, сон), а иногда просто называли знахарями и колдунами.

абрек: Самой яркой и необычной чертой характерников была их неуязвимость для пуль и сабель - именно благодаря этому волшебному свойству запорожские чародеи и попали в поле зрения упоминавшихся уже польских историков. Верования эти были настолько крепки, что даже спустя три столетия всё ещё ходили среди украинских поселян и были записаны многими исследователями. Д.И. Яворницкий в своём сборнике "Запорожье в остатках старины и преданиях народа" (1888г.) пишет из народных уст про запорожцев: "А як вийдуть на вiйну, то iх б`ють кулями, а вони собi й байдуже: пазухи порозставляють i збирають туди кулi. "Та ну бий!" - кричить кошовий хлопцевi, а сам i без пiстоля i без рушницi стоiть. "Пiдожди, батьку, наберу куль та тодi i пострiляю." В другой легенде про кошевого Сирка говорится: "Сiрко - це кошовий такий. Вiн такий був, що дещо знав. Оце бувало вийде iз куреня та й гука на свого хлопця: "Ану, хлопче, вiзьми пiстоль, стань там та стрiляй менi в руку!" Той хлопець вiзьме пiстоль та тiльки - бух! - йому в руку. А вiн вiзьме в руку кулю, здаве ii та назад i кине. Вони, тi запорожцi, всi були знайовитi..." В народном воображении издревле бытовала вера в то, что заговорным молитвенным словом можно отвадить любую беду, в том числе и ратную. К сожалению, текстов исконно запорожских "характерств" , или "замолвлений", до нас не дошло, но представление о них можно получить из книги И.Сахарова "Сказания русского народа" (1849г.). Во многих воинских заговорах обращаются к мужу каменному или девице красной, что ратным делом красуются и заповедывают, чтобы пули были не в пули, стрелы не в стрелы, и шли бы они во чисто поле, в мать-сыру землю, и чтобы ножи булатные, сабли вострые, пищали, топоры и бердыши были смирными и вреда бы не причиняли. Выказывались пожелания, чтобы тело было крепче белого камня, а платье крепче панциря и кольчуги, и чтоб от каменной одежды той и пуля, и сабля отскакивали бы, как молот от наковальни, чтоб железо и сталь вертелись бы кругом, как у мельницы жернова, но тела не трогали. Эти и подобные тексты словесной магии были хорошо известны именно в казачьей среде с её воинским укладом жизни и ещё довольно часто встречались в XX веке у донских и кубанских казаков. Характерникам же приписывалось умение наводить "морок", или "омману" на врага колдовскими чарами. В своей книге "Народная память о Запорожье. Предания и рассказы, собранные в Екатеринославщине в 1875-1905 гг." Я.П.Новицкий приводит легенду про битву турков с русским войском, на помощь которому приходит запорожский галдовник: "Запорожець пiдняв руки i пiймав ядро. "Ось бач, каже, який гостинець! Ну тепер, каже, глянь на острiв: шо там?" Глянув царь, аж турок сам себе руба, сам на себе пiдняв руку i пiшов потоптом. Пiднялась велика курява, а потiм стихло. "Дивись тепер" - каже запорожець. Глянув царь, аж нема нi одного живого турка, порубали самi себе..." Однако согласно многочисленным преданиям характерники могли навевать и различные видения: "Там запорожцi бились з татарами... Як iх сила, то вони покладуть усiх до одного, нi одного не випустять. А як несила, то вони зроблять або рiчку, або лiс, такий лiс, що його нi пройти, нi проiхати. Та тодi тi - татарва, то що наткнуться, подивляться, а воно рiчка або лiс, та й назад. А пiсля як роздивляться, а воно того нема нiчого. Отакi були тi запорожцi." Такие совсем уж сказочные предания тем не менее были очень популярны в народной среде, особенно часто встречающийся мотив о том, как хитрый запорожец отводит врагам очи и они не могут его ни связать, ни заковать в цепи. Подобный сюжет появляется и на страницах романа "Чорна рада" Пантелеймона Кулиша, известного писателя и этнографа: "Да й згадав, як у старого Хмельницького сидiв у глибцi такий, що ману напускав. "Що ви, - каже, - що мене стережете? Як схочу, то лиха встережете мене! Ось зав`яжiть мене в мiшок." Зав`язали його да й притягли за трямки, аж вiн йде з-за дверей: "А що, вражi дiти! Встерегли?"

абрек: Следующей удивительной особенностью характерников была их способность к оборотничеству. Вообще же "ликантропия" (превращение людей в волков) в славянских землях имеет корни глубокие. Самые ранние сведения о ней сохранились у Геродота ( V в. до н.э. ) в его знаменитой "Истории", где в книге четвертой "Мельпомена" описываются нравы скифского народа НЕВРОВ, могущих оборачиваться в волков. Рассказ Геродота более чем через два тысячелетия смыкается с многочисленными этнографическими данными о волколаках, верования в которых были живы на Украине до самого недавнего времени. Вообще же культ волка у индоевропейских народов очень древний и сложный, и напрямую связан с воинскими функциями. Покровителем волков у славян считался святой Егорий (Георгий, Григорий), заменивший собою в пантеоне Перуна. В языческие времена образ громовержца представляли в сопровождении двух волков, считавшихся его хортами (псами). И ведь именно о превращении в хорта свидетельствуют легенды про кошевого Сирка: " Тодi зiскочив з коня, дав його другому козаковi, а сам кувирдь - та й зробився хортом i побiг до татар... Як стали тi татари вiдпочивати, то той хорт поробив iм так, що вони всi поснули. Тодi вiн назад до козакiв та знову кувирдь - i зробився чоловiком!". Интересно, что от слова "хорт" происходит и название запорожской колыбели - острова Хортицы, который ещё в более древние времена назывался островом святого Георгия. Именно к этому острову, по сообщению "Повести временных лет" прибило идол Перуна после его низвержения в Киеве, а византийский император Константин Багрянородный отмечал, что в этом месте русы, отправляясь в поход, совершают жертвоприношения огромному дубу. Помимо этого, украинские слова "сiрко" и "сiрома" (так называлось рядовое казачество) являются одними из эпитетов волка, извечного спутника Перуна. В волка же умели превращаться, как говорит "Слово о полку Игореве", и некоторые древнерусские князья - и не только Всеслав Полоцкий, который "... въ ночь влъкомъ рыскаше...", но и сам князь Игорь при бегстве из половецкого плена: "Въвръжеся на бръзъ комонь и скочи съ него бусымъ влъкомъ". Так что совсем не случайно запорожское казачество появилось именно на Хортице, этой издревней языческой святыни, дающей нам ключ к разгадке многих тайн характерников. С культом волка, по всей видимости, связано и умение галдовников с помощью особых "верцадел" (зеркал) видеть за несколько верст вокруг себя и знать вражьи замыслы. В украинском языке бирюка, волка-одиночку, того самого "сiроманця", называют еще "вовкун" или "вiщун", приписывая ему ведовские свойства. А от ведуна до знахаря, как говорится, один шаг. И действительно, в образе характерников мы найдем немало черт, роднящих их со знахарями-шептунами, и прежде всего это касается различных "замолвлений" не только от пули и сабли, но и от опоя коня, укушения змеи, кровотечения из раны. И если воинские заговоры довольно широко бытовали среди казачества, особенно в кругу пластунов, то лечебные молитвы были уделом немногих. Такими казачьими медиками у запорожцев и черноморцев большею частью были кашевары. Вот что пишет про них С.Н.Сергеев-Ценский: "Это были вообще серьезного склада люди, дававшие обет безбрачия и строго державшие этот обет, почитавшие свое кашеварство настолько святым занятием, что не давали казакам даже уголька из костра запалить люльку, когда варился борщ. Костру, впрочем, они придавали и лекарственное значение и неизменно зажигали его тогда, когда оказывался среди казаков раненный черкесской пулей или шашкой". Процесс приготовления пищи в украинских верованиях всегда считался занятием мистическим, сопровождаемым заговорами - его предваряло разжигание "ватры" (живого огня) и взятие из колодца "непочатой" воды, да и сама каша часто была пищей ритуальной, стоит вспомнить хотя бы рождественское сочиво или поминальную кутью. Так что знахарство и кашеварство часто переплетались между собою в народном представлении.


абрек: Со знахарями роднит характерников и знание всевозможного чародейного зелья - разрыв-травы для снятия цепей и отпирания замков, нечуй-травы для нахождения кладов, чаклун-травы (т.е. колдовской травы) для неуязвимости в бою. Также как и знахари, галдовники были непримиримы в борьбе со всякой нечистью и чертовщиной, и даже изгнали своим характерством всех ведьм с запорожских земель. Эти общие волшебные свойства, в конце концов, переплелись между собою и нередко на Слобожанщине обыкновенного знахаря называли "характерником", а бабку-шептуху "характерницей". Но при всей общности черт разница между характерниками и знахарями-кашеварами довольно велика и не стоит эти понятия смешивать, впрочем, как не следует смешивать характерников и с пластунами. Среди многочисленных преданий о галдовниках особо выделяются сказания про кошевого Ивана Сирка, личность действительно колоссальную в истории XVII века. И друзья, и недруги одинаково отзывались о нем как о человеке замечательных военных дарований, и именно при нем Запорожская Сечь достигла апогея своего могущества. Однако в народных легендах образ знаменитого кошевого приобрел черты совсем уж сказочные. Предание говорит, что Сирко родился на свет с зубами, и как только баба-повитуха поднесла его к столу, то он тотчас схватил со стола пирог и съел его - это было знамение того, что он весь век свой будет грызть врагов. Сирко умел наводить на татарских табунщиков сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом. А однажды у безымянного острова подстрелил из своего пистоля купающегося в Днепре черта. Остров этот, на котором впоследствии основали одну из Сечей, назвали Чертомлык, поскольку черт "млыкнул" (булькнул) ногами, когда упал в воду. Сами запорожцы говорили, что равного Сирку не было, не будет и никогда не может быть, и на то есть заклятие самого Сирка : "Хто ляже рядом зi мною, то ще брат, а хто вище мене - той проклят". Рассказывали, будто Сирка сабля не могла взять и он бывало подставлял своему "джуре" (слуге) под удар руку, но на ней оставался лишь синий след. Сказания о магической силе Сирковой руки были очень популярны и в одном предании он назван даже Сирентием Праворучником. Говорили, что будто после смерти своего кошевого запорожцы отрезали правую руку его и с ней везде ходили на войну, а в случае беды выставляли ее вперед, говоря: "Стой, душа и рука Сирка с нами!" Лишь после разрушения Запорожья казаки схоронили руку его, но не схоронили они с ней души его: он вовсе не умер, он жив до сих пор, он и теперь воюет где-то с врагами Христовой веры и казачьей вольности. Известны в преданиях и другие исторические личности, такие как Семен Палий, Григорий Сагайдачный, батько Харко (Захарий Чепига), казак Кравчина - все они также считались характерниками. Однако легенды донесли до нас и весьма колоритные образы последних запорожских галдовников, доживавших свой век уже после разрушения Сечи на хуторах и пасеках, где они "плодили пчелу". Среди них казак Джереливский, который сам ковал и заговаривал ружья, запорожцы Канциберы, заколдовавшие свои деньги и спрятавшие их в земле, старые сечевые деды Пластун, Усатый и Довгый. По смерти этих казацких чародеев люди долго не осмеливались селиться в тех урочищах, поскольку верили, будто нечистый там выл, кричал и хохотал на всю плавню. Вообще же чего только не рассказывали в народе про запорожских галдовников! Говорили, что они могут нарисовать на стене лодку и уплыть на ней, нырнуть в кухоль воды и вынырнуть где-нибудь в море, бросить бурку на воду и на ней переправиться через реку, словно на плоту. Все эти сказочные свойства, в конце концов, и вовсе заслонили собою настоящий облик запорожского казака и он в глазах простого обывателя приобрел ореол таинственности и загадочности. Однако истинной подоплекой всех этих суеверий, игравших только на руку хитроумным сечевикам, была недюжинная казацкая смекалка и неподдельная любовь к родной земле. Очень точно это подметил украинский писатель Андриан Кащенко, словами которого и завершим, сей сказ: "Как человек с разумом и необычным везением, то люди и считают его характерником... Умные были запорожцы, умудренные во всем, духом и волей сильные, вот и достигали того, что нам заказано. И только-то!"

абрек: ПЛАСТУНСКИЙ УРЯД ИСТОРИЯ ВРЕМЁН ИЗНАЧАЛЬНЫХ ИСТАРИ Издревле на Святой Руси были и есть супервоины, в совершенстве владевшие мастерством магии боя и войны. Около 5,5 тысяч лет на территории современного Урала жили племена венедов (ванов, вятичей – древних руссов). Эти племена мигрировали в двух направлениях: на Запад и на Юг. Западные впоследствии стали называться германцами, готами,русичи, роси и славяне. Южный поток миграции в составе родов трёх ветвей – асов, руссов, ирийцев (иранцев) – образовали тройственный военный союз этносов – арийев. Уже в ХVI в. до н.э наши пращуры – древние русичи владели словом письменным на основе – руници и, знаниями высокого уровня. Самой древней книге наших пращуров, говорящей о событиях того времени – 36 веков (т.е. 3600 лет), ей вторят и летописи браминов (брахманов), тех ведунов и волхвов, тройственного военного союза народов. Теми же письменами руницы, написаны тексты (которым 3,5 – 4 тысячи лет), начала 2-го тысячелетия до н.э., с берегов Енисея, аналог ранесанскритским письменам летописей браминов (брахманов). Имя троествольному древу народа - сего праязыка и письмености сей, ветви коей находим сегодня на просторах от Италии до Енисея и за брамой Гималаев – Святая Русь Великая и Русью она пребудет во веки веков. Их звали гиперборейцами и волкодлаками. Первоначально так называли людей из касты волхвов и ведунов, умевших обращаться в хортов (волков) и длаков (др. прусский язык – медведь). Витязи ордена ведунов-воинов волшебство творившии подвигов и чудес напрасно забыты отечественной историей. Эти жрецы-первосвященики обучали воинов-оборотней, не имевших себе равных в ратном деле. Волкодлаки своим покровителем почитали бога тайного знания границ и сил Яви Прави Правды и Кривды Кощуньи Нави. Первые письменные упоминания о славе волкодлаков на Великой Святой Руси относятся к началу ХIII века. Как и когда возникла породившая их каста жрецов-ведунов-волшебников, это тайна и неведомо. Согласно преданиям, ещё до нашей эры под именем «джанийцев» эти супервоины жили на Дону, Кубани, Днестре, Днепре. Прошли через Иран, перевалили «брамицу» (перевалы- ворота) Памира и Гималаев с Севера на Юг и влились на территорию Индостана, заселённою племенами темно-синекожих дравидов, слившись впоследствии с ними, принеся последним культуру дохристианского единобожия Русского Православия мистического Ведоследования по Пути Рода – Родово Православия (в Индии преображённого в индуизм, из него – возник в V - VI в., 1-го тысячелетия до н.э. - буддизм) и, психофизическую ратною систему подготовки и высшего самосовершенствования – предтечи йоги. Хранителями её были вещие ричши-волхвы и ведуны, а далее их преемники архаты, брахманы, махатмы,саньясины, йоги. Эта система легла в основу всех восточных боевых искусств, а их Великие мастера (китайцев, корейцев, японцев, вьетнамцев, таиландцев, кхмеров Кампучии, лаосцев и индонезийцев) за честь считают вести родословную линию своих боевых искусств от индийско-арийских ратоборств. Есть легенда, о том, что во время походов Александра Македонского в Азию какая-то часть древнерусских воинов осталась там. Причём задолго до того, как они сражались в войсках Александра Македонского против последнего персидского царя Дария, их отряды на тридцати ладьях ходили на подмогу соплеменикам из легендарной Трои. Они и являются родоначальниками восточных боевых искусств, научив избранных жрецов-аборигенов применять «Юджжива-Здраву», используя чудотворную волшебную силу «ЖиВо» (известную на Востоке как – «Прана-Шакти» и «Ци»). Легенды гласят, что джанийцы сыграли главную роль в битвах при Гранике, Иссе и Гавгамелах. Когда неисчислимая рать персов шла в наступление на македонские фаланги, пятёрки этих супервоинов прорубались сквозь плотные колонны персов, потом разворачивали коней, скакали обратно исчезая в чистом поле и мареве степи. При построении персов в боевые порядки, древние витязи-русячи незаметно покидали свои схроны и, согнувшись бежали под брюхом своих коней. На спине они крепко держали острые как бритва секиры лезвиями вверх. Кони валились наземь позади «лазутчиков-диверсантов», а всадники недоумевали, что с ними случилось. Джанийцы, великолепно ориентировавшиеся на местности, определяли исходные позиции, где могла развёртываться армия Дария, и маскировались там, зарываясь под землю творя схроны. Часто джанийцы срывали стримительные лавины коницы персов на лагерь -расположившихся биваком войск Александра Македонского. Который доверял дозор и боевое охранение отдыхавшего войска – джанийцам. Во время затишья между сражениями персы постоянно подвергались неожиданным налётам витязей-обротней-призраков древних русячей. Никем не замеченные, те похищали часовых и военоначальников прямо из шатров и от костров бивуаков, вырезали дозоры. У себя на Родине, державшееся в тайне Посвящёнными – древнее искусство ратного волшебства, продолжало совершенствоваться. Появились специальные способы боевой магии, позволявшие как видеть врага на большом расстоянии, так и проникать в его замыслы. В бою джанийцы владели НАВАЖДЕНИЕМ и МОРОКОМ – создавая двойников своих отражений, вводящих врагов в заблуждение и сбивавших с толку. Следующей удивительной особенностью характерников джанийцев была их способность к оборотничеству. Говаривали древние деды, будто эти бессмертники могут на людей туман насылать и сон навевать, в речки переливаться, на двенадцати языках сердито разговаривать, из воды сухими, а из огня мокрыми выходить и заранее ведать тайные вражьи замыслы, в хортов оборачиваясь. Вообще же обращение людей в волков ("ликантропия") в славянских землях имеет корни глубокие. Самые ранние сведения о ней сохранились у Геродота ( V в. до н.э. ) в его «Истории». Эти и подобные тексты знаменитой "Истории", где в книге четвертой "Мельпомена" описываются нравы скифского народа НЕВРОВ, могущих оборачиваться в волков. Рассказ Геродота тысячелетия смыкается с многочисленными этнографическими данными о волколаках. Вообще же культ волка у индоевропейских народов очень древний и сложный, и напрямую связан с воинскими функциями, о превращении в хорта-бирюка, (волка-одиночку) "сироманця", называют еще "вовкун" или "вищун", свидетельствуют легенды того времени, приписывая ему ведовские свойства. Покровителем волков у славян считался святой Егорий (Георгий, Григорий), заменивший собою в пантеоне Перуна. В языческие времена образ громовержца представляли в сопровождении двух волков, считавшихся его хортами (псами). Более чем через два колена они передавали из рода в род при свете "молодика" (молодого месяца) в ночи, свои тайные знания. С культом волка, по всей видимости, связано и умение галдовников с помощью особых "верцадел" (зеркал) видеть за несколько верст вокруг себя и знать вражьи замыслы. Само это слово "характерник" (от греческого character - отличительная черта) обозначает человека, наделенного необычными, сверхъестественными способностями, и в силу этого уже резко выделяющегося в воинской среде.

абрек: ИСТОРИЯ ВРЕМЁН СТАРОДАВНИХ "Смирение души есть оружие несокрушимое" (Авва Евагрий) "И"Хочешь ли пользоваться первенством? - Уступи его прежде другому." (Свт. Иоанн Златоуст) «Имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмеивается ими.» (Авва Моисей) "Хочешьли быть великим? - Будь меньше всех." (Мар.9.356).(Прп. Ефрем Сирин) После распада гунской империи Аттилы – простиравшейся с Востока от реки -Енисей, до реки - Волги и далее на Запад до реки – Лаба, сегодня известной под именем – Эльба: в Южной Руси установилось своеобразное республиканское правление. Потомки джайнийцев, дали начало появлению нового народа после падения империи Аттилы: от браков скифянок с гунскими воинами – казиаррусичи (вятичи-ванов), составлявших единое одноязычное пространство из Родов – северян, кривичей, лютичей, вятиче-ванов, древлян – населения будущей Хазарии. Так в Причерноморье возник новый народ русячей – казаки, говоривший на одном из южных диалектов русского языка. Русичи стали называть снова себя – Русью, в эпоху нового расширения границ их государства. Предания доносят до нас имена характерников, совсем не упоминавшихся в исторических документах, но имевших, видимо, вполне реальных живых прототипов. В древних сказаниях упоминается Вольга Святославогич, с пяти годков обучавшиеся хитростям-мудростям, знанию всяких языков разных (птиц и зверей), умеющего верёвочки шёлковые ставить, заворачивать куниц, лисиц, чёрных соболей, поскакучих заячков и малых горногстаюшков или рыб (семжинку, белужинку, щученку, плотиченку, осетринку), оборачиваться принимая их облик. Древен былинный образ Волха Всеславича. Он волх, умеющий вражбу чинить (ворожить), он мудрый кудесник, витязь-волшебник, по преданию родившейся от змеи, что по древнему русоведизму являлось признаком мудрости, он оборотень волкодлак, обладавший способностью оборачиваться в кречета (сокола), хорта (волка), тура, муравья. Наряду с ним упоминается киевский князь Вещий Олег (в Х веке). Упоминается не менее легендарный Всеволод Полоцкий (Всеволод Большое Гнездо) по вещим чародейным действиям, о нём в Лаврентевской летописи говорится: «его же роди мать от волхованья…», упоминается он как волкодлак (оборотень) и в «Слове о полку Игореве»(во второй половине ХI века). Самым знаменитым из витязей-волкодлаков ведуков был киевский князь Святослав Великий, сын князя Игоря. Чтобы овладеть искусством волшебников-волкодлаков, он приложил могучую волю и огромные силы. Вся жизнь князя Святослава прошла в битвах и походах, из которых выходил всегда невредимым, недосигаемым для стрел и неуязвимым для мечей, топоров, копий и ножей, сражаясь в первых рядах. В бою же он неузнаваемо преображался. Современики описывают его как человека среднего роста, ничем не выделявшегося в обычное время. Слова летописца отразили его облик: «…глаза князя Святослава Хоробра (т.е. волкодлака), метали молнии, разящие врагов. А их стрелы и мечи не брали, и никто не мог в боротьбе одолеть этого славного воина… ратное волшебство лучше стали булатной защищало князя, и шёл он, воюя и грады разбивая». Битв на веку князя Святослава было не мало, многое изведал, бился с византийцами, ходил походами на Кавказ и Балканы, сражался с хазарами, половцами и печенегами. Однако истинной подоплекой всех этих легенд, былин, суеверий и волшебных сказаний, игравших только на руку хитроумным витязям-ведунам, была недюжинная смекалка и неподдельная любовь к земле Отечества. Во время нашествия Чингис-хана на Южную Русь впереди его войска шли два тумена (10000-е конные отряды). В междуречье Дона и Волги они столкнулись с неведомыми воинами на низкорослых быстрых конях, которые смело вступили сходу в бой, хотя намного уступали в числености ордынцам. Перед начало сечи монголы по привычной своей тактике осыпали их стрелами из своих тугих луков, но ни одна не нашла цели. Ошеломлённые завовеватели опять натянули луки. Но и на сей раз не смогли поразить никого из противников. Монголам даже показалось, что стрелы просто отскакивали от врагов. Третьего залпа не последовало, загадочные всадники пришпорили коней и врезались в гущу не ожидавших атаки, скучившихся монгольских конников. Напавшие витязи рубили направо и налево сразу двумя мечами, а сами уклонялись от сыпавшихся со все сторон ударов монгольских сабель. Тем временем в ходе ожесточённой сечи стало происходить что-то неведомое. То тут, то там монголами вдруг овладело безумие, и они принялись рубиться друг с другом не нажизнь,а на смерть. И никто из них даже не заметил, как таинственные витязи исчезли с поля боя, когда над ними сгущались сумерки. Как гласит легенда, после этой кровавой рати от двух десятитысячных туменов в живых осталось не более нескольких десятков человек. Таких витязей-чародеев часто именовали "чаклунами", "галдовниками" ("галдовать" от старославянского - колдовать) и "заморочниками", потому как умели они напускать "морок" (туман, сон), а иногда просто называли знахарями и колдунами. Говорили, что они могут нарисовать на стене ладью и уплыть на ней, нырнуть в кухоль воды и вынырнуть где-нибудь в море, бросить плащ на воду и по нему перейти через реку, словно на плоту. Волшебные старинные сказания про загадочных характерников, этих умудренных ратной жизнью чудесников и лукавых витязей-чародеев, коих ни стрела не брала, ни меч не рубил. Все эти сказочные свойства, в конце концов, и вовсе заслонили собою настоящий облик ведуна-волкодлака и он в глазах простого обывателя приобрел ореол таинственности и загадочности и страхования. Сами же витязи-ведуны под именем волкодлаков – поражали врагов, нанося удары «свечением» и «мерцало», т.е. мощными посылами энергии. Вообще же чего только не рассказывали в народе про галдовников-волкодлаков! Хотя часто бывало и наоборот - народная молва считала характерником личность сильную, неординарную, и приписывала ей чудесные качества. А от ведуна до знахаря, как говорится, один шаг. И действительно, в образе характерников мы найдем немало черт, роднящих их со знахарями-шептунами, и прежде всего это касается различных "замолвлений" не только укушения змеи, кровотечения из раны, от стрелы и меча и, от опоя коня. Эти общие волшебные свойства, в конце концов, переплелись между собою. Со знахарями роднит этих характерников и знание всевозможного чародейного зелья - разрыв-травы для снятия цепей и отпирания замков, нечуй-травы для нахождения кладов, чаклун-травы (т.е. колдовской травы). Также как и знахари, галдовники были непримиримы в борьбе со всякой нечистью и чертовщиной, и даже изгоняли своим характерством всех ведьм с земель Святой Руси. После крещения Руси древнее ратоборство волкодлаков утратило прежнюю славу, поскольку стали отожествлять со зловредными ночными обротонями убийцами. Но сами супервоины не исчезли и по-прежнему жили в южных степях у истоков Дона, Кубани и Днепра. Позднее к ним стали присоеденяться крепостные смерды, бежавшие от гнёта помещиков, а в ХVI веке и жители из Великого Новгорода, разорённого Иваном Грозным, а с ними преследуемые волхвы и ведуны – жрецы русоведизма, дополнив волшебное искусство волкоджлаков. Но не пропала сама традиция искусство боевого волшебства, приемы которой перекочевали в новое время к новым витязям-призракам, правнуков русичей-джанийцев ведунов волкодлаков- галдовников и внуков лукавых характерников витязей-чародеев, его унаследовали и развили усовершенствовав - казаки-пластуны.

абрек: ВРЕМЕНА СТАРИНЫ "Бог творит из ничего: доколе мы хотим и думаем быть чем-нибудь, дотоле Он в нас не начинает своего дела." (Свт. Филарет М.Московский) Во все времена у всех народов особо почитались воины не только мужественные и отважные на поле брани, но и обладающие незаурядной хитростью и смекалкой эта традиция, идущая из древней заповедной старины. Многое утекло в воде реки времени, так и казачество - нет уж больше грозных казачьих витязей. Но не умерла, не пропала память о Запорожье, о Черкеске и Броднике и, сохранила для нас волшебные старинные сказания про загадочных характерников, этих умудренных ратной жизнью чудесников и лукавых рыцарей-чародеев, коих ни пуля не брала, ни сабля не рубила. Возникновение пластунов теряется в толще столетий и восходит ко временам стародавним, к эпохе зарождения самого казачества в южнорусских степях. Таким образом получается, что пластуны, как отдельное воинское подразделение со своими боевыми приемами, существовали уже в момент зарождения самого казачества и потому вопрос о происхождении пластунов остается открытым. Покров тайны окутывал деятельность пластунов на протяжении всей истории. Про таких героев, пробиравшихся под покровом ночи в самое сердце вражеского стана, сказители слагали песни и легенды, передававшиеся из уст в уста не одно поколение. Естественно, что все это возникало не на пустом месте. То, что мы узнаем из всего этого, когда-то было. Боевой опыт уходящий своими корнями в уловки воинов русячей, которые, по словам византийских и древнерусских летописей, умели врага "руками поясти". Вспомним с благодарностью, и отдадим им дань уважения. Были подобные удальцы, которых враги называли "урус-шайтан" - "русскими дьяволами", а сами казаки - пластунами... " Они учились быть разведчиками и были непревзойденные разведчики; они учились часами без малейшего движения сидеть или лежать в засаде; они учились без промаху стрелять из штуцера или из пистолета и владеть кинжалом, как мог бы владеть им только природный горец. Скрываясь, будто звери, по тернам и камышам, умея выть волком, выкрикивать перепелом, питаясь всем, что только попадалось по пути, казаки зорко высматривали врагов, внезапно нападали на них и с малыми силами разбивали и побеждали множество неприятелей. "- напишет позднее про ратную службу пластунов С.Н.Сергеев-Ценский, известный историк и писатель. Кубанские плавни - первозданный в своей природной дикости мир, полный кипучих страстей и борьбы за жизнь. Немного подтопленные приречные низины, заросшие сплошь высоким камышом, местами и густым лесом, были настоящим раем для разнообразной пернатой живности, и для диких коз, лисиц и вепрей. Частенько пробирались узкими извилистыми тропками беспощадные и хитрые "психадзе" ("водяные псы"). В отличие от конных "хиджретов" (от арабского "хиджра" - исход Магомета из Мекки), про набеги которых говорили, что они "подковами пашут, свинцом засевают, шашками жнут", пешие психадзе, словно оправдывая свое название, действовали по ночам, подкрадываясь и таясь, и при малейшем удобном случае поголовно вырезая сторожевые пикеты. Имея таких коварных противников, пришлось казакам выставить из своей среды воинов, ни в чем не уступавших им по сметливости и знанию всевозможных уловок - такими и были пластуны. Пластунами были в большинстве своем люди средних лет, поскольку считалось, что молодые слишком горячи для этого а к старости человек уже становится "валкуватым", т.е. тяжелым на подъем, не обладающим нужной сноровкой, специфика их службы с чередованием долгой, томительной бездеятельности и постоянной готовности к схватке породила особый тип воина. Живописен был внешний вид пластуна. Обут в мягкие постолы из шкуры для бесшумной ходьбы, одет в черкесский бешмет, подраный и заплатанный в силу долгих странствий по плавням и "хмеречам" (кустарникам), пластун всегда носил с собою свой неизменный штуцер, кинжал и различные "причиндальи" - пороховницу, сумку-пулечницу, огниво и прочие необходимые мелочи. Пластуны бродили в плавнях небольшими группами по три, пять или десять человек, устраивая в густых зарослях у троп свои "засеки" или "залоги" (засады), в которых и сидели они на корточках, не шелохнувшись, порой всю ночь, выставив перед собой штуцер и прислушиваясь ко всему происходящему в плавнях, учились ползать "по-пластунски", вжимаясь в землю, путать свою "сакму" (следы), бесшумно снимать часового и многое другое. Порою пластуны прихватывали в плавни скрипку, чтобы развлечься в часы досуга, ибо среди них было немало хороших музыкантов. На всю Кубань прославился пластун Корсунского куреня Омелько Вернигора, захваченный черкесами в плен и отпущенный ими, очарованными волшебной игрой, на волю. Опытный пластун мог не только бесшумно ползать "по-пластунски", вжимаясь телом в землю и работая локтями и коленями, но и с легкостью уходить от преследователей. Медленно пробираясь потайными тропами в кубанских плавнях, пластуны так же чутко присматривались ко всем следам, оставленным на мягкой заболоченной почве. "Скрываясь, будто звери, по тернам и камышам, умея выть волком, выкрикивать перепелом, питаясь всем, что только попадалось по пути, …казаки зорко высматривали врагов, внезапно нападали на них и с малыми силами разбивали и побеждали множество неприятелей". Порою передвижение противника можно было определить по стаям всполошенных появлением человека птиц, а вражескую засаду с головой выдавали тучи кровожадной мошкары, клубившейся над этим местом. Ф.А.Щербина, автор "Истории Кубанского казачьего войска", приводит относительно пластунов такие сведения: "По роду их деятельности, в дозоре или в тылу противника, им приходилось нередко часами, не шелохнувшись, лежать пластом на земле, слившись с окружающей местностью, и вести наблюдения. Отсюда и пошло название "пластуны". Почуяв опасность, пластун мог отреагировать "на хруст" молниеносно метким выстрелом даже в полной темноте, поскольку посредственных стрелков в пластуны не брали. Находясь в засаде и внезапно окруженный врагами, пластун порой не имел времени, чтобы подняться на ноги и ему приходилось отбиваться сидя - для этого служили разнообразные "ползунцы". Это предположение вполне правдоподобно, особенно если учесть, что пластун, сидя на корточках в засаде и внезапно окруженный подкравшимися врагами, порой не имел времени подняться на ноги и ему приходилось отбиваться сидя. Поэтому для пластуна были важнее навыки одиночного бойца - так называемые "гойдки" (или "скоки" - маятники) батавка - маята. Да и сами значения слов "ползунец" и "пластун" (т.е. ползающий) слишком близки, а не просто совпадение... И ведь именно с пластунами времен Запорожья и Бродника связывают и возникновение батавка - маята и гопака. Те, кто знаком с этими казачьими плясами, знают, что это закодированный ключ боевого уряда. Рисунок боевого танца удивительным образом похож на своеобразную тренировку, в которой есть как разминочные упражнения (ползунцы "гусак", "жабка", "колесо"), так и фигуры, напоминающие боевые приемы - "стрижак", "чепак", "млын", "коса", "садить гайдука" и прочие. А сюда входило и обучение умению управляться в домашнем хозяйстве, а для неуязвимости в бою или собственно гопак, а все фигуры в нем делятся на два уровня – прыжки в воздухе, и так называемые "ползунцы", выполняемые сидя на корточках, причем до наших дней сохранились народные названия большинства из них. Можно добавить к этому легенды, былины, сказания, песни и боевые танцы казаков, техника владения холодным оружием, приемы борьбы и кулачный бой ("кулачки"), и еще многое то, что формирует характер ("характерники"), воспитывает волю, укрепляет дух. Что же касается гопака, то скорее всего такие фигуры как: "разножка", "пистоль", "голубец", "чорт" и другие, выполняемые в прыжке, использовались для спешивания всадников передовых татарских разъездов, пробиравшихся днепровскими плавнями на своих низкорослых степных конях. Вся деятельность пластуна так или иначе была связана с понятием "сакмы". Со времён Бродника и Запорожья бывалые казаки "слушали сакму", прислонив ухо к земле - и если слышен был гул от татарской орды, то говорили, что "сакма гудит". Само это слово в переводе с татарского означает вообще любой след, оставленный человеком или зверем, но у пластунов оно приобрело более широкое значение. Красуются и заповедывают, верования были в которых живы на Украине до самого недавнего времени и вот что пишет про них С.Н.Сергеев-Ценский: "Частенько черноморцы и сами переправлялись через Кубань, Черноморские запорожские – казаки пластуны, вовсе не охотники, выслеживающие дичь" . Ещё с ХVI в. существовал в Запорожской Сечи - Пластуновский курень, среди тридцати восьми куреней - факт сам по себе удивительный в силу двух причин, поскольку все сечевые курени назывались либо в честь атамана-основателя, как-то: Васюринский, Брюховецкий, Поповичевский, либо по местности, откуда вышли первые запорожцы, как-то: Уманский, Полтавский или Каневский. И лишь Пластуновский курень назывался по роду деятельности казаков, его составлявших. И кроме того, названия и численность всех без исключения куреней было постоянным с момента основания самой первой, Хортицкой Сечи еще знаменитым Байдою Вишневецким во 2-й половине XVI века. И как это ни покажется странным, завеса тайны приоткрылась над пластунами лишь в июне 1775 г. Столь малое внимание, уделяемое пластунам историками той эпохи, легко объяснить событиями тех далеких времен, когда деятельность разведчиков была просто незаметной и незначительной на фоне грандиозных по своим масштабам казачьих походов, сотрясавших Польшу и Украину и Россию не одно десятилетие. Действуя согласно манифесту Екатерины II, напуганной размахом Крестьянской войны во главе с Емельяном Пугачевым и стремившейся избежать подобного в Малороссии, войска генерала Текели окружили Сечь, арестовали казачью старшину и разоружили запорожцев. Часть их под покровом ночи сумела тайком уплыть вниз по Днепру на лодках, перебраться через море во владения Оттоманской империи и, приняв турецкое подданство, основать Задунайскую Сечь. Большинство же казаков рассеялось по всей Украине, дожидаясь лучших времен. Однако было и свое, затаенное от других знание, а значит были и "пластуны" - предтеча нынешней войсковой разведки. Считалось, что у пластунов есть особые заговоры "характерства" - от кровотечения, от змеиного укуса, от опоя коня, от пули летящей и сабли разящей, многие из которых начинались словами: "Я буду шептать, а Ты, Боже, спасать..." Такая действительность не могла не породить волшебных преданий и сказочных небылиц, своими корнями уходящих в запорожские верования. К началу XX в. команды пластунов получили всеобщее признание и широкое распространение в российской армии. Пластунские батальоны по численности приближались к конным полкам, имея четырепять сотен по 180 человек каждая, 22 офицера и 858 нижних чинов. В одном только Кубанском казачьем войске насчитывалось 18 таких батальонов, которые по первому мобилизационному призыву в июле 1914 г. тут же отправились на фронт. На Кавказе они сражались в составе четырех Кубанских пластунских бригад и уже к апрелю 1915 г. награждено было свыше девяти тысяч (!) пластунов - факт сам по себе красноречивый. Бурный семнадцатый и последующие за ним годы принесли немало горя кубанскому казачеству. В это смутное кровавое лихолетье сгинули бесследно полки Линейный, Екатеринодарский, Черноморский, Полтавский, Хоперский, Запорожский, Уманский, Кавказский, Таманский, Лабинский, а с ними и знаменитые пластунские батальоны.

абрек: ПЛАСТУНЫ-ХАРАКТЕРНИКИ - НАСЛЕДНИКИ ВИТЯЗЕЙ-ВЕДУНОВ РУСЯЧЕЙ И ВОЛКОДЛАКОВ ДЖАНИЙЦЕВ "Казаку Бог помогает и казацкое счастье". "Если казак не зевает, в бою не плошает, то ему и Бог помогает" «На Бога надейся, но и сам не плошай!» Были среди казаков и свои "характерники" ("галдовники", "заморочники", "химородники"), умевшие от пули и сабли уходить, оборачиваться в волков - белых хортов, напускать на врага "морок" ("ману", "омману" - т.е. обман, видения) и наводить на врагов "мару" (наваждение), да так, что те друг друга поубивают или вместо казака "цапа" (дикого козла) к дереву привяжут, в то время как хитрый казак посмеивается стоя сбоку и в свои усы, да ещё много чего. Под стать характерникам были и чудесные заговоренные кони-"огыри", взращенные степной вольницей. Характерникам же приписывалось умение наводить "морок", или "омману" на врага колдовскими чарами. А потому и стояли веками на страже мира православного эти воины-знахари, защищали грудью своей от всякой напасти чужедальней и нечисти басурманской святые берега. Галдовниками были не только пластуны или казачьи атаманы - ими могли быть и обычные с виду запорожские казаки -"голота", и кухари-кашевары, и старые деды, доживавшие век на хуторах, "плодя пчелу", и казаки -"молельники", уходившие в монастыри или "печеры" (пещеры) "спасатися" молитвами и словом Господним, искать "покрова" Божьего для православного люда. Без труда узнаем пластунов – хранивших рубежи Святой Руси в знаменитых "характерниках", о которых ходили легенды, среди них находим «старого казака Илью Муромца» - святого преподобного праведника-чудотворца, при ратной жизни спасавшего Русь от врагов, Богом данной – богатырской силой, а в схиме монашества силой чудотворного Святаго Духа, его святые мощи находясь в Киево-печерской лавре и после смерти творят чудеса, а он сам этой силой из иного мира помогает молящимся. Это было и есть действительно тайное знание иного, свыше идущее. Свои "характерства", или "замолвления" (т.е. заговоры), кои касались оружия, опоя коня, укуса змеиного и всякой хворости, передавали они из рода в род при свете "молодика" (молодого месяца) в ночи. Порой старый характерник брал себе в науку особо избранного казачка-"джуру" (или "чуру"), которому и доставалось "характерное слово". Само это слово "характерник" (от греческого character - отличительная черта) обозначает человека, наделенного необычными, сверхъестественными способностями, и в силу этого уже резко выделяющегося в казачьей среде. Самой яркой и необычной чертой характерников была их неуязвимости для пуль и сабель способность к словесной магии - была хорошо известна именно в казачьей среде с её воинским укладом жизни и ещё довольно часто встречались в XX веке у донских и кубанских казаков. Во многих воинских молитвах и заговорах обращаются к Богу - "Я буду шептать, а Ты, Боже, спасать...", и к мужу каменному или девице красной, что ратным делом владеет. Высказывались пожелания, чтобы тело было крепче белого камня, а платье крепче панциря и кольчуги, и чтоб от каменной одежды той и пуля, и сабля отскакивали бы, как молот от наковальни, чтоб железо и сталь вертелись бы кругом, как у мельницы жернова, но тела не трогали. Но Сама - вязь "замолвления" суть (т.е. заговоры), кои опоя коня, укуса змеиного и всякой хворости, чтобы пули были не в пули, стрелы не в стрелы, и шли бы они во чисто поле, в мать-сыру землю, и чтобы ножи булатные, сабли вострые, пищали, топоры и бердыши были смирными и вреда бы не причиняли. И если воинские заговоры довольно широко бытовали среди казачества, особенно в кругу пластунов, то лечебные молитвы были уделом немногих. Такими казачьими медиками у запорожцев и черноморцев большею частью были кашевары. Так что знахарство и кашеварство часто переплетались между собою в народном представлении. , дававшие обет безбрачия и и нередко обыкновенного знахаря называли "характерником", а бабку-шептуху "характерницей". Вот что пишет про них С.Н.Сергеев-Ценский: "Это были вообще серьезного склада люди, дававшие обет безбрачия и строго державшие этот обет, почитавшие свое кашеварство настолько святым занятием, что не давали казакам даже уголька из костра запалить люльку, когда варился борщ. Костру, впрочем, они придавали и лекарственное значение и неизменно зажигали его тогда, когда оказывался среди казаков раненный черкесской пулей или шашкой". Процесс приготовления пищи в украинских верованиях всегда считался занятием мистическим, сопровождаемым заговорами - его предваряло разжигание "ватры" (живого огня) и взятие из колодца "непочатой" воды, да и сама каша часто была пищей ритуальной, стоит вспомнить хотя бы рождественское сочиво или поминальную кутью. В своей книге "Народная память о Запорожье. Предания и рассказы, собранные в Екатеринославщине в 1875-1905 гг." Я.П.Новицкий приводит легенду про битву турков с русским войском, на помощь которому приходит запорожский галдовник: "Запорожець пiдняв руки i пiймав ядро. "Ось бач, каже, який гостинець! Ну тепер, каже, глянь на острiв: шо там?" Глянув царь, аж турок сам себе руба, сам на себе пiдняв руку i пiшов потоптом. Пiднялась велика курява, а потiм стихло. "Дивись тепер" - каже запорожець. Глянув царь, аж нема нi одного живого турка, порубали самi себе..." Однако согласно многочисленным преданиям характерники могли навевать и различные видения: " Як iх сила, то вони покладуть усiх до одного, нi одного не випустять. А як несила, то вони зроблять або рiчку, або лiс, такий лiс, що його нi пройти, нi проiхати. Та тодi тi - татарва, то що наткнуться, подивляться, а воно рiчка або лiс, та й назад. А пiсля як роздивляться, а воно того нема нiчого. Отакi були тi запорожцi." Такие совсем уж сказочные предания тем не менее были очень популярны в народной среде, особенно часто встречающийся мотив о том, как хитрый запорожец отводит врагам очи и они не могут его ни связать, ни заковать в цепи. Подобный сюжет появляется и на страницах романа "Чорна рада" Пантелеймона Кулиша, известного писателя и этнографа: "Да й згадав, як у старого Хмельницького сидiв у глибцi такий, що ману напускав. "Що ви, - каже, - що мене стережете? Як схочу, то лиха встережете мене! Ось зав`яжiть мене в мiшок." Зав`язали його да й притягли за трямки, аж вiн йде з-за дверей: "А що, вражi дiти! Встерегли?" Д.И. Яворницкий в своём сборнике "Запорожье в остатках старины и преданиях народа" (1888г.) пишет из народных уст про запорожцев: "А як вийдуть на вiйну, то iх б`ють кулями, а вони собi й байдуже: пазухи порозставляють i збирають туди кулi. "Та ну бий!" - кричить кошовий хлопцевi, а сам i без пiстоля i без рушницi стоiть. "Пiдожди, батьку, наберу куль та тодi i пострiляю." В другой легенде про кошевого Сирка говорится: "Сiрко - це кошовий такий. Вiн такий був, що дещо знав. Оце бувало вийде iз куреня та й гука на свого хлопця: "Ану, хлопче, вiзьми пiстоль, стань там та стрiляй менi в руку!" Той хлопець вiзьме пiстоль та тiльки - бух! - йому в руку. А вiн вiзьме в руку кулю, здаве ii та назад i кине. Вони, тi запорожцi, всi були знайовитi..." Среди многочисленных преданий о галдовниках особо выделяются сказания про кошевого Ивана Сирка, личность действительно колоссальную в истории XVII века. И друзья, и недруги одинаково отзывались о нем как о человеке замечательных военных дарований, и именно при нем Запорожская Сечь достигла апогея своего могущества. Однако в народных легендах образ знаменитого кошевого приобрел черты совсем уж сказочные. Предание говорит, что Сирко родился на свет с зубами, и как только баба-повитуха поднесла его к столу, то он тотчас схватил со стола пирог и съел его - это было знамение того, что он весь век свой будет грызть врагов. Сирко умел наводить на татарских табунщиков сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом. А однажды у безымянного острова подстрелил из своего пистоля купающегося в Днепре черта. Остров этот, на котором впоследствии основали одну из Сечей, назвали Чертомлык, поскольку черт "млыкнул" (булькнул) ногами, когда упал в воду. Сами запорожцы говорили, что равного Сирку не было, не будет и никогда не может быть, и на то есть заклятие самого Сирка : "Хто ляже рядом зi мною, то ще брат, а хто вище мене - той проклят". Рассказывали, будто Сирка сабля не могла взять и он бывало подставлял своему "джуре" (слуге) под удар руку, но на ней оставался лишь синий след. Сказания о магической силе Сирковой руки были очень популярны и в одном предании он назван даже Сирентием Праворучником. Говорили, что будто после смерти своего кошевого запорожцы отрезали правую руку его и с ней везде ходили на войну, а в случае беды выставляли ее вперед, говоря: "Стой, душа и рука Сирка с нами!" Лишь после разрушения Запорожья казаки схоронили руку его, но не схоронили они с ней души его: он вовсе не умер, он жив до сих пор, он и теперь воюет где-то с врагами Христовой веры и казачьей вольности. В народном воображении издревле бытовала вера в то, что заговорным молитвенным словом можно отвадить любую беду, в том числе и ратную. К сожалению, текстов исконно запорожских "характерств" , или "замолвлений", до нас не дошло, но представление о них можно получить из книги И.Сахарова "Сказания русского народа" (1849г.). Очень точно это подметил украинский писатель Андриан Кащенко, словами которого и завершим, сей сказ: "Как человек с разумом и необычным везением, то люди и считают его характерником... Умные были…, умудренные во всем, духом и волей сильные, вот и достигали того, что нам заказано. И только-то! Но как бы там ни было, а все же больше полагались на свою отвагу, поскольку верили, что заговоры от пуль и сабель действуют лишь тогда, когда в бою не поворачиваешься спиной к врагу".

абрек: Спас Нерукотворный – тайного боевого магизма "Пластуны" - предтеча военной разведки, их молниеносные методы войны и рукопашного боя, македонской стрельбы "на хруст" в темноте, «маятник» (мерцание, свечение), фехтование, народная медицина, телесно-словесного наваждения - «морочар», дожив до этого дня, пришли в арсенал ОСНАЗа КГБ и спецназа ВС.СССР, а после революции с белоэмигрантами в разном виде попали в западные спецслужбы. Эти неутомимые разведчики были щупальцами казачьего войска в походах, проводниками в безбрежном море сухих степей, где днем правили путь по солнцу, по высоким курганам, по скрутням травы, а ночью больше ухом да слухом. Возвращаясь из действующей армии, бойцы приносили новый полевой опыт в свою бойцовскую артель, так, из века в век, происходило накопление и усовершенствование техники боя. Однако из-за скудости сведений, сообщаемых хрониками, пластунов легко спутать как с казаками-могильниками, устраивавшими свои наблюдательные посты на высоких "могилах" (курганах) и сообщавшими о передвижении татарской орды в степях, так и со знаменитыми характерниками, о которых ходили легенды. Пластуны с помощью специальных способов вырабатывали и способности – прозорливого ясновидения и чтения замыслов и отводения глаз врагу, т.е. сам кобъенье-маятник. Их подготовка души включала основные разделы системы и была такой: предания и боевые сказы и воинские и исцеляющие молитвы искусства «замолвления» (суть читаем в книге Свт. Василия Великого - "Цветник Духовный" "Не видишь ли, что стрелы пробивают обыкновенно насквозь тела твердые и упорные, а в телах мягких и уступчивых теряют свою стремительность? Такое же свойство имеет и укоризна одна из самых чувствительных обид делаемых нам ближнимКто противоборствует ей, тот принимает ее на себя; а кто поддается и уступает, от мягкостью нуава ослабляет устремленную против него злобу"), и заговоры (наяузи, наговоры); Психофизические утехи - самочарования (программирования на результат) на успех и удачу: Вера, долг, честь и воинское служение; Воля и приемы ее укрепления и разгона ускорения (мобилизации); система выживания в природе, при пожаре, на воде и т.д.; способы боевого дыхания; Способы повышения собственной психической прочности и противодействия силовому давлению; Интуиция, подсознание и работа с "Внутренним Наставником"; Психологические этапы: вход в бой, бой, выход из боя, нейтрализация негативных эмоций на этих этапах; фехтование; стрельба; рукопашный бой без оружия; уловки заплечные; вязание и развязывание; дознание; яды и противоядия; Тренинг жестокой жёсткости в использовании сверхсил и сверхусилий в разгонке психики (мобилизации); Повышение скорости реакции; Торможение психики; Приемы восстановления нервной системы после экстремальных ситуаций; Боль и контроль ее; Повышение болевого порога; Психоанестезия; Ярость, эффект "красной волны" и применение его в бою; Страх смерти и контроль его; 24 вида секретного родового оружия; Что сейчас называется - Военная прикладная экстрасенсорика и приемы "людей Икс" - воздействия на психику противника в экстремальной ситуации; Давление взглядом на психику противника; Шокирование звуковой волной - специальные голосовые режимы крика; "Сглаз", "порча", и цыганский мат - влияния на свою и чужую психику и бескасательного повергания на земь супостата, и умение – «наваждения» оборотничество в медведей, волков, рысей и прочих зверей, обращение «в себя» вражеских басурман – что они бились перебивая друг друга, и мечей и стрел и пуль отклонения, и «пустение» тайного ратоборства – смертчщевихревого удара и броска и энергопосыла «чарокощенья» дальнего искорененья супротивника (по небу, по-ветру, по-следу, по воде, по огню, по свету и по тьме, по солнцу, звёздам и луне, по жару, по снегу, по зорьке и вечернице, по дереву и траве-мураве, и по живности всякой: птице, зверью, гаду, рыбе, букашам и мушкам и гнусу) и многое другое. Кажется, что мало умели. Нет! Знали и умели Много. Это опыт поколений. Ведали предки способы боя, их было не много. А зачем много? Зато как они их выполняли! Кто мог устоять? Мало что известно о технике и тактике сражений. Но, столько сражений и побед не знает никто. У казаков были свои носители традиций. Седовласые и израненные в боях воины, уйдя в отставку, только тем и занимались, что обучали своих сынов и внучат искусству войны приемам рукопашного боя, фехтования, и песням, танцам, и джигитовки, народной медицине, культуре, морали, вере и многому другому. Заниматься воинским искусством было престижно на Руси. Почему для нас боевая система не известна? Да потому, что все что передавалось передавалось устно, книг и методичек было очень и очень мало. Они были не нужны. Повинны в этом и внешние враги и предатели. Они используют по Суньцзы науку войны на полное истребление русского народа, как они уже делают не менее 2000 лет, начиная с Византии – «Искусство войны заключается в том, чтобы уничтожить врага (как вирус разлагая его) изнутри». Любые попытки, в защиту - русских интересов и создания политической силы в виде могучего государства, ими подавлялись и подавляются через извращение истории и сеяние – розни, смут, сторонение всего русского и народной культуры, лишение самосознания себя русским, и попытки показать житлей Руси как дикарей и невежд и необразованных тёмных люде, как не прискорбно - это все привычно, и продолжается многие тысячелетия. Причем участвовали и участвуют в этом страны – раньше Антанты, теперь – НАТО: немцы, поляки, турки, японцы, народы средней Азии и многие другие. Также и потому, неизвестны или малоизвестны эти "стили", что была революция, гражданская война, потом репрессии. Брат шел на брата, отец на сына, дворянин на мужика - полная бессмыслица и неразбериха. Лучшие воины, слава и гордость славянских народов, уничтожали сами себя, свое искусство, опыт поколений, культуру, а вместе с этим и приемы рукопашного боя. Слава Богу, что не до конца! Кое что осталось, осталась и Вера, и носители традиций. Как бы там ни было, русские или славянские стили показали свою живучесть и универсальность. И таких энтузиастов, кто возвращает к гордому самосознанию себя русским, становится все больше и больше (а иначе не видать нам будущего как экономически и культурно развитой Единной Руси Великой и Святой и канем мы – исчезнув в Вечности) и, не беда, что они пока в "тени" восточных единоборств. Что ж, дело времени и дань моде. Хорошая черта характера у славянских народов - перенимать самое все современное и лучшее, то что нужно и полезно; отбрасывать все лишнее и бесполезное. А не сражались ли запорожские казаки турецким, венгерским, немецким и другим оружием? А не сражались ли кубанские и терские казаки кавказским оружием? Даже одежду переняли. Что удобнее, тем и воевали, то и носили. А в Отечественную войну белорусские партизаны били врага его же оружием и ничего, вера осталась. Удивительно, но факт - после революции многие пластунские способы перекочевали в арсенал пограничников и советской войсковой разведки и частей особого (специального) назначения, служа верой и правдой родному Отечеству, а с белоэмигрантами проникли и в западные спецслужбы, в том или ином виде благополучно дожив до наших дней. Остался – Русский Дух боевого опыта поколений, предков: скифов, казаков, мудрых старейшин и полководцев. Вера то осталась! Казачьему – Роду, нет переводу! В.В.Батаев – Родовой казак

абрек: ПЛАСТУНЫ ПРОТИВ НИНДЗЯ Александр НИКОНОВ В большой моде у нас сейчас различные восточные единоборства. Каких только характерно восточных названий не услышишь: ушу, кэн-до, тайцзицюань, таэквондо. И невольно задаешься вопросом — а почему, собственно, Восток? Почему именно оттуда приходит к нам основная масса различных школ и техник рукопашного боя? А с Запада, пожалуй, один только английский бокс, каковым увлекался еще Пушкин, и учил боксировать своих лицейских приятелей. Неужели, не считая самбо, появившегося уже в советский период и являющегося компиляцией опять-таки разных азиатских приемов, у нас в России, прошедшей через горнило стольких войн, не было создано эффективной школы рукопашного боя? Во все времена и во всех странах школы боевого искусства развивали и хранили те, кому это было в первую очередь необходимо — профессиональные военные, защитники отечества. В Японии это были самураи, в Китае — мандарины, в Европе — рыцари. И в каждой стране — монахи. Недаром монастыри всего мира — это маленькие неприступные крепости, окруженные высокими стенами с бойницами. Россия, естественно, не могла быть и не была исключением. Ее православные монастыри стойко и достаточно долго держались против лавины татаро-монгольских орд. История донесла до нас имена двух монахов — Пересвета и Осляби, участвовавших в Куликовской битве. Причем стояли они в самом гиблом месте, практически среди смертников, в Сторожевом полку.

абрек: В Центральной России воинское искусство приобрело характер культурной традиции, забавы. Носителями чисто воинских традиций оставалось казачество. Искусством этим блестяще владели многие русские князья. Да и как иначе, если выживали не только мастера политической интриги, но главное —настоящие воины. Дмитрий Донской, например, принимал участие в Куликовской битве как простой воин, в самой гуще, и остался жив. Александр Невский часто выходил невредимым из страшных "мясорубок". Многими практическими навыками боя владел и посадский люд. Казачество, как специфический военный буфер на границах империи, формировалось из беглых крепостных крестьян центральных областей России и Украины (Запорожская Сечь). Бежали только самые отчаянные, сорвиголовы, так что происходил своего рода отбор по признаку смелости, удали, решительности. Понимая важность защиты пограничных рубежей, правительство не проявляло усердия в розыске беглых в порубежных районах. Так появились терские, кубанские казаки, а после завоевания Ермаком Сибири — амурские, даурские, уссурийские. Они не только отражали набеги южных кочевников, выступая всегда защитниками православной веры, но и расширяли границы Российского государства. Соприкосновение с восточными народами, частичная ассимиляция наложили отпечаток на культуру казаков, сформировав специфический казачий этнос. Взаимопроникновение культур отразилось и на боевых искусствах.

абрек: От отца к сыну передавалось и оружие, и фамильная техника боя. Особый отряд казаков — пластуны, то есть разведчики, были подготовлены лучше, чем обычный воин-казак. Они бесшумно передвигались, отлично маскировались, кричали по-птичьи, могли использовать в качестве оружия все, что оказывалось под рукой, например собственный пояс. Их вооружение состояло из одного или нескольких ножей различного размера, короткой шашки с острым концом, которую носили за спиной, для ближнего боя, и веревки. Во время первой мировой войны пластун в одиночку проходил ночью немецкий окоп, бесшумно вырезая спящих солдат и снимая часовых. Уходя от преследования, ставил всяческие ловушки, часто уносившие жизни многих преследователей. Расцвет индивидуальной боевой казачьей техники приходится примерно на период царствования Екатерины, во время которого казаков начинают собирать в регулярные части. Процесс этот шел не очень успешно — казаки не признавали строевой дисциплины. И вплоть до второй мировой войны ценились не столько казачьи части, сколько полевые разведчики, казачьи разъезды. А уж о лучшем телохранителе, чем казак, нельзя было и мечтать. В начале века был такой случай. На одной из вечеринок, устроенной офицерами, капитан-кавалерист, чемпион полка по фехтованию на шпагах, напившись, начал задирать товарищей. Утихомирить буяна взялся денщик — казак одного из присутствующих полковников и, без труда отобрав у него клинок, уложил капитана спать. Наутро тот, удивленный, попросил показать ему смельчака, справившегося с ним накануне. А казак ответил на удивление: "Балует Ваше благородие, я из-под двух шашек ухожу, а тут...".

абрек: Начиная с пятилетнего возраста мальчиков готовили к войне. Учили специальным приемам джигитовки, владению шашкой в правой и левой руке. Опыт и навык позволял верно использовать центр тяжести тела, и даже некрепкий с виду казак мог с одного удара разрубить противника до седла. Не менее грозным он оставался и лишившись в схватке коня и шашки. Опытный боец мог наносить ногами удары такой силы, что переламывал ноги вражьим коням. Казак был силен не только физически, но прежде всего духовно. Весь образ жизни казаков готовил их к нелегкой доле профессиональных воинов. Они с детства знали, что им придется брать на себя грех убийства, и осознанно шли на это, защищая свою Родину. Именно поэтому казак не имел права в течение года зайти в церковь, вернувшись с войны, Драки среди казаков были редкостью: считалось и непристойным и опасным применять боевое искусство для выяснения личных отношений. По этой же причине провинившихся женщин кулаками не били, только вожжами: боялись убить. Кстати, одним из проверочных тестов бойца был следующий — вожжи одним концом привязывались к столбу, другой конец наматывали на бьющую руку, от удара которой они разрывались. Вот так испытывали силу казачьего удара! Система подготовки воина-казака опиралась и на весь его быт. Пьянство было совершенно исключено, поскольку ослабляло психику.

абрек: И сейчас еще исследователи видят, что движения старых казачьих танцев полностью идентичны боевым приемам или используют динамику этих приемов. Череда перетекающих друг в друга ударов и уходов, положенная на ритмическую основу (музыку), являлась одним из тренировочных и соревновательных аспектов боевого приклада. Наложили свой отпечаток на казачью технику и российские условия, В отличие от горных районов Китая, где драка требовала пространственных ограничений, в России практиковались размашистые, требующие много места движения. Если в Индии, других теплых регионах носили легкую одежду и можно было работать по смертоносным точкам (тонкая техника дим-мак), то в холодной России тулупы и валенки не давали возможности бить по активным точкам, отсюда маховые удары, вложение в удар всего веса тела. Мягкий грунт и специфическая обувь — знаменитые русские сапоги — диктовали особую постановку ноги, которая прослеживается в танцах, — жесткая опора на каблук с проворотом на нем, (Та же техника использовалась при драках на льду.) На юге же, где носили перенятую у чеченцев мягкую обувь, опорой в постановке ноги служили носок или ступня. Тело использовали как ядро, а на него "насаживали" мах рукой, ногой или шашкой.

абрек: Техника кулака шла от техники оружия. Существовало даже подобие семейных школ, где особенности техники передавались, как оружие — от отца к сыну. Сейчас сохранились только отголоски тех методов тренировок в танцевальных элементах, рубке лозы. Работа с оружием сильно отличалась от Европейского фехтования. Каждый удар был "насажен" на шаг, использовался вес тела, что позволяло вести бой с несколькими противниками. Упоминающееся у Шолохова умение казаков шашкой разваливать противника в шинели от плеча до седла требовало не столько силы, сколько умения владеть холодным оружием. Нагайку, например, казак мог использовать в качестве пращи, выкидывая камень метров за двести как пулю. В бою казаки несли небольшие потери. Каким же боевым мастерством они обладали, если в летописи 3-го Донского Ермака Тимофеевича казачьего полка потеря в 3—4 человека убитыми на 500 человек отмечена как большая! В полевых условиях казаки жили в землянках, при этом ничем не болели. Летопись отмечает только травмы и изредка лихорадку. Враги казаков боялись и уважали. На Дальнем Востоке они с легкостью отражали нападения хун-гузов, мастерски владевших восточной рукопашной техникой.

абрек: Большевикам не нужны были вольнолюбивые, непокорные, привыкшие к самостоятельности бойцы. Казачество было практически полностью уничтожено, а культура их распылена, По духу гордые казаки были похожи на самураев. Когда после войны оказавшихся за рубежом казаков старой закалки стали насильно вывозить в Союз, некоторые из них убивали всю свою семью и кончали жизнь самоубийством, чтоб только не попасть в руки большевикам. Сегодня приходится буквально по крупицам восстанавливать утерянные знания, находить людей, которые еще чего-то помнят. Так исследователи вышли на старичка, который не глядя, круговым движением шашки назад перерубал свернутую в трубку газету. Газету держал в руке один из поисковиков. В молодости дед так перерубал папиросу во рту стоящего у него за спиной. Другой старик, отсидевший в сталинских лагерях 25 лет, ловко метнул из окна шашку и приколол ею к завалинке на противоположной стороне улицы надоевшую ему воем бешеную собаку..."



полная версия страницы